Лидия
Белова
О телефильме «Из пламя и света» –
по свежим
впечатлениям
Пятисерийный телефильм о М.Ю.Лермонтове был показан по
каналу «Культура» в июне 2008 года, хотя в титрах годом создания указан 2006-й (видимо,
было кому не разрешать его выпуск на телеэкран). Прежде чем высказываться об
этом фильме – для тех, кто читает статьи моего сайта, – скажу несколько слов о
биографических фильмах как о жанре.
Жанр нелегкий для сценаристов – во всяком случае, для сценаристов
думающих, ответственных, талантливых. Ведь большинство зрителей заинтересуются
скорее художественным фильмом с интригующей фабулой, чем фильмом
документальным, все сюжетные линии которого хотя бы поверхностно известны.
Благодарными будут поклонники главного героя – но только в том случае, если
авторы стремятся быть максимально объективными. При этом условии углубляется,
становится ярче наше представление о герое, мы узнаём и что-то новое о нем и
его эпохе. Не «глянца» ждет зритель, не демонстрации безупречности героя, а
правдивости. При этом, конечно же, должно возникнуть внутреннее согласие с
образом, который создает исполнитель главной роли.
Телефильм, так ярко названный («Из
пламя и света», напомню, – строка из стихотворения
Лермонтова «Есть речи – значенье // Темно иль ничтожно…»), разочаровывает с
первых же кадров. Лермонтов и Столыпин-Монго совершенно неузнаваемы:
Столыпин похож на Лермонтова, а Лермонтов – на Гоголя. Не совсем подходит для
Лермонтова рост актера-Столыпина: кажется, он выше всех в этом фильме, а
Лермонтов был среднего роста. Но уж и вовсе не подходит актер, играющий
Лермонтова, – с его длинным носом и совсем не лермонтовскими глазами. Неужто так трудно было найти среди нынешней актерской
молодежи подходящего исполнителя, руководствуясь самым объективным
свидетельством – автопортретом Лермонтова? Хорошо известно, что он никогда не
льстил себе, не искажал и не украшал свой облик, да и живописное его
мастерство, объективность, точность не вызывают сомнения.
Но главная беда не в актерах, а в сценарии. Сценарист
(А.Червинский) явно принадлежит к тем «поклонникам» Лермонтова, которые при
первой же возможности переименовали Лермонтовскую площадь и станцию метро
«Лермонтовская» и которые упорно доказывают нам, что поэт недостоин всенародной
любви, что и в дуэли с Мартыновым виноват он сам, его несносный характер. Скажу уже здесь, опережая конкретный разговор о сериях телефильма:
еще в 1991 году Леонид Зингер дал аргументированное, с опорой на документы,
доказательство целенаправленной организации Васильчиковыми, отцом и сыном,
смертельной дуэли Лермонтова с Мартыновым (статья «Загадки второго издания
«Героя нашего времени». – «Москва», 1991, №7). Собственно, о сыне это
было известно давно – заслуга Л.Зингера в том, что он доказал причастность к
заговору и его отца, И.В.Васильчикова, который был председателем Государственного
совета и «доверенным лицом» Николая I. Судя по последним кадрам телефильма,
сценарист знает о Васильчиковых – так зачем же с маниакальным упорством
доказывать зрителям, что дело всё равно не в заговоре, а в характере поэта?
(Характер, кстати, был замечательный, но об этом позже.)
Я неустанно опровергаю измышления недоброжелателей
Лермонтова, ибо считаю: именно Лермонтов, как никто другой, учит нас мыслить
самостоятельно, иметь граждански значимую позицию, осознавать свою причастность
к Высокому Космосу, любить не власть страны, а ее землю и ее народ – народ
тружеников и воинов, – а также любить соседей по планете, ближних и дальних:
«…Небо ясно, // Под небом места много всем, // Но беспрестанно и напрасно // Один враждует он – зачем?..» («Валерик», 1840). Вспомним
и «Смерть Поэта», «Бородино», «Думу», «Выхожу один я на дорогу…» (где «спит
Земля в сиянье голубом»), «Родину», «Пророка» и многие другие его шедевры из
шедевров; я уж не говорю о пронзительной любовной лирике, о завораживающей
мелодике стиха… Вас всё это не убеждает? Так зачем вы беретесь за фильм о нем?
Сочиняли бы вымышленные истории о никогда не существовавших людях, не приплетая
к этому личность Лермонтова, – и вам хорошо, и зрителям развлечение!
Итак, телефильм состоит из «жизненных картинок», в
которых почти всё происходит вопреки и поперёк реальной биографии и реальной
личности Лермонтова. Это еще один «сюрприз» нам – после недавнего телефильма
«Печорин». Поразительно: откуда у Лермонтова столько недоброжелателей?
Венценосный его недоброжелатель Николай I давным-давно почил в Бозе,
выслуживаться нашим современникам, в отличие от современников Лермонтова, не
перед кем, – а вот поди ж ты! Кстати, «лже-Печорина»
тоже долго не выпускали на телеэкран, что радует: значит, среди российских
чиновников от культуры есть люди, объективно оценивающие великого поэта.
Выдержать все пять серий этого якобы созданного «из пламя и света» телефильма было
истинной пыткой, и прежде всего – пыткой скукой. Но мне пришлось выдержать:
сейчас многие плохо знают биографию Лермонтова, а потому кто-то должен же дать оценку этому длинному-длинному,
скучному-скучному сочинению с немеряным количеством лжи!
Известно, что прототипом главного героя
мистико-фантастической повести Лермонтова «Штосс» – художника Лугина – был сам
Лермонтов; заканчивая словесный портрет Лугина, автор говорит: «…в нем не было
ничего отвратительного». Но не так думает Червинский: Лермонтов у него
заявляет: «Я урод!». А затем, в других сериях, дважды
повторяет еще одну самооценку: «Ничтожество… какое же
я ничтожество!..» Нигде – ни в письмах поэта, ни в его «личностных» стихах –
подобных самооценок нет, ибо нет для этого никаких оснований. Близко к реальной
самооценке Лермонтова высказывание Печорина в «Княжне Мери»: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала,
и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы
необъятные…» Надо быть уж очень большим фантазёром, чтобы согласовать такую самооценку с
«ничтожеством»! (Уже не впервой уточняю: не будучи двойником автора, Печорин
наделён многими его чертами – наряду с чертами хорошо знакомой поэту
аристократической «золотой молодежи».)
Звучат эти слова о себе – «Ничтожество…
какое же я ничтожество!..» – после унизительной аудиенции у А.Х.Бенкендорфа,
который якобы распекал юношу за стихотворение «Смерть Поэта». Между тем
Бенкендорф не допрашивал Лермонтова лично, а лишь отдал распоряжение об этом
Начальнику Штаба, генералу П.Ф.Веймарну. Моя поправка не имела бы особого
значения, не сохранись вот такое свидетельство:
«…Михайло Юрьевич будет
наверное прощён в бытность Государя в Анапе… граф Бенкендорф два раза об этом к
нему писал и во второй раз просил доложить Государю, что прощение этого
молодого человека он примет за личную награду…» – Из письма друга и
родственника Лермонтова (по жене), А.И.Философова, с Кавказа от 1 сентября 1837
года.
Причина такой «личной» симпатии Бенкендорфа к
Лермонтову проста: за опальным поэтом – влиятельные семейства Столыпиных и
Арсеньевых; да и родство Лермонтова с автором этого письма имело для
Бенкендорфа немалое значение: А.И.Философов был адъютантом великого князя
Михаила Павловича и воспитателем младших
сыновей Николая I. Неприязнь
шефа жандармов к Лермонтову началась значительно позднее, в 1840 году, – вместе
с возникшей тогда же неприязнью самого царя (причины ее обстоятельно изложены в
моей книге «Александра и Михаил. Последняя
любовь Лермонтова». – М., Профиздат, 2005 и 2008).
Да и сам разговор дворянина с дворянином, как он
показан в телефильме, невозможен для XIX века. Уничижительный тон
высокопоставленного лица по отношению к другому представителю правящего,
привилегированного сословия мог быть допущен только после «выбытия» дворянина
из этого сословия. Известен, например, случай вызова офицером на дуэль за
грубость самого Николая I – правда,
когда он был еще великим князем, а не царем; случались, впрочем, такие казусы и
с царями.
Давно не дают покоя недоброжелателям Лермонтова и пресловутые
300 рублей, пересланные с ним родителями Мартынова из Москвы на Кавказ в 1837
году в конверте с письмами: откуда Лермонтов мог знать, какую именно сумму
послали сыну родители? Неужто так трудно догадаться,
что папа-Мартынов (или мама) сказал
Лермонтову: «В этом конверте – наши письма Николеньке, да еще 300 рублей, чтоб
он там ни в чем не нуждался». «Оказии» на Кавказ случались нередко, и в
дальнейшем, видимо, еще не раз родители отправляли сыночку деньги таким
образом. В сентябре 1837 года, когда Лермонтов еще не успел встретиться с
Мартыновым, его ограбили в Тамани «под чистую» –
пришлось занимать тысячу рублей у родственника, генерала П.И.Петрова. Всё это
хорошо известно из писем того времени, в том числе из письма в Москву самого
Мартынова, который в тот период ни претензий, ни подозрений не имел. Разговоры
о вскрытии конверта с письмами он начал в 1841 году, уже после гибели поэта,
стараясь хоть как-то оправдаться за убийство (именно начал такие разговоры в 1841 году, а не прекратил, как он утверждает в
телефильме). Зачем сценаристу понадобилось вновь цепляться за эту давно
надоевшую историю, понять невозможно, – разве только быть уверенным в его
неприязни к Лермонтову. Так не берись за фильм о нем!
К пресловутой истории с «тайной» трёхсот рублей присоединяется
еще и эпизод с пятаком: Лермонтов берет у Столыпина-Монго монету, чтобы
загадать, ехать ли в Пятигорск, и затем отказывается эту монету возвращать!
Глупее ничего нельзя придумать, ибо деньги у них были общие
и, значит, никакой необходимости одному – требовать назад свой пятак (!), а
другому – отказываться его возвращать. «Столыпинский пятак присвоил, раз уж не
удалось присвоить мартыновские 300 рублей» – так, что ли?
Сплошное вранье – и о бунте в Московском университете:
бунт был (хотя не в 1830-м, как получается по
телефильму, а 16 марта 1831 года), но не против подавления польского восстания,
а всего лишь против грубостей университетского преподавателя, М.Я.Малова. И
главное, Лермонтов в этом бунте участвовал,
а вовсе не уходил от всех, как показано в фильме. Свидетельством тому осталось
стихотворение 1831 года «Послушай, вспомни обо мне…» и пояснение
университетского друга, Николая Поливанова, в альбом которого это стихотворение
было вписано 23 марта 1831 года (т.е. вскоре после «бунта»): «Михайла Юрьевич
Лермантов написал эти строки.., когда вследствие
какой-то университетской шалости он ожидал строгого наказания». Более того,
Аким Шан-Гирей, живший вместе со своим старшим (троюродным) братом и в Москве,
и в Петербурге, говорит о «маловской истории» как о причине ухода Лермонтова из
университета.
Наказания Лермонтов ожидал не напрасно: хотя его и не
посадили в карцер вместе с Александром Герценом и еще несколькими студентами,
отобранными «наугад» (см. «Былое и думы» Герцена), но
через год, в апреле 1832-го, по жалобе Малова, отосланной в Петербург, санкции
против «бунтовщиков» возобновились, и Лермонтову было «посоветовано уйти».
Свидетельство не плохого, а хорошего отношения университетского руководства.
Вспомним, что Герцен в университете остался, но участие в студенческом бунте
сделало его «неблагонадежным» на несколько лет вперед, и его наказывали,
отправляли в ссылку по малейшему поводу.
Вернемся к Александру Васильчикову, которого офицеры
якобы встретили на Кавказе как «своего», то есть тоже ссыльного. Но в этом
обществе и Столыпин-Монго не был ссыльным (в 1840 году он уже второй раз поехал
на Кавказ «охотником», чтобы поддержать Лермонтова), и самого Васильчикова
никто не ссылал: он приехал в составе инспекционной комиссии. И, выполняя наказ
отца, стал главным провокатором вызова Лермонтова на дуэль (хоть кем-нибудь!).
Мартынов подвернулся очень кстати: его недавно отчислили из казачьего полка за
шулерство в картах, и он ждал случая выслужиться, вернуться в армию, чтобы не
возвращаться с позором в Москву, к родным.
Слава Богу, организацию дуэли сценарист не приписал
Столыпину-Монго, как это иногда делается. Зато уж в сцене дуэли Васильчиков –
сама справедливость! Хотя реально именно он спровоцировал выстрел Мартынова:
тот колебался, видя, что Лермонтов держит свой пистолет дулом вверх, то есть намерен стрелять не в противника, а в воздух. И вот в
этот напряжённейший момент Васильчиков заорал: «Стеляйте, а не то я вас
разведу!». Ну и разведешь – эка беда? – но это в спокойной обстановке, а не в
такой… И Мартынов «подчинился» истерическому воплю…
Изображение светского и офицерского общества во всех
сериях антиисторично, вульгарно, с ориентиром на нравы «новых русских», а вовсе
не на XIX век. «Лермонтов» ведет себя со светскими барышнями так, будто это
девицы из борделя. Столь же надуманно и вульгарно поведение отца Лермонтова,
Юрия Петровича, беспрестанно орущего. Ложь – его крики в общении с женой.
Поссорились они всего однажды, и домашние это запомнили именно в связи с
исключительностью этого случая. Не хочу даже повторять то гнусное
оскорбительное слово, которое якобы бросает юной жене Юрий Петрович.
Мария Михайловна скончалась от чахотки в 22 года, а
взаимная их влюбленность началась, когда ей было 16. В войну 1812 года она
ждала любимого, замирая от страха за его жизнь. И вот счастье: вернулся живым и
здоровым! Добилась согласия матери на брак, вопреки ее нежеланию отдавать свою
богатую невесту за человека малообеспеченного. Да, не ладил Юрий Петрович с
тёщей (но не с женой!), а потому уехал в Москву подыскивать дом или квартиру
для самостоятельной жизни молодой семьи. Однако отношения с Елизаветой
Алексеевной были у него светски-сдержанными; он не раз вместе с сёстрами
приезжал погостить в Тарханы, бывал и в Москве для встреч с сыном… Вообще этот современный «телеор», взаимные грубые
оскорбления характерны только для наших шоу-телефильмов – даже и не для
современной нашей жизни, и уж тем более не для нравов XIX века.
Из серии в серию зрителям навязывается мнение, что
Лермонтов был в обществе невыносим – раздражал всех своими глупыми шутками
(создатели фильма переносят на него собственную назойливую глупость – например,
в эпизоде с черным платком на глазах), был одинок в студенческие годы (между
тем существовала даже «веселая банда» университетских друзей Лермонтова;
сохранилось немало его стихотворений, обращенных к московским приятелям, да и
некоторые письма, записки сохранились; наконец, свидетельство отнюдь не
угрюмой, а веселой студенческой юности – светлые воспоминания об университете в
поэме «Сашка»). Ответом на миф об угрюмости Лермонтова и о его несносном
характере может быть цитата из воспоминаний графини Ростопчиной, которую я уже
не раз приводила в своих статьях о Лермонтове; – речь идет о последних месяцах
пребывания поэта в Петербурге в 1841 году:
«Отлично принятый в свете, любимый и балованный в
кругу близких, он утром сочинял какие-нибудь прелестные стихи и приходил к нам
читать их вечером. Веселое расположение духа проснулось в нем опять в этой
дружественной обстановке, он придумывал какую-нибудь шутку или шалость, и мы
проводили целые часы в веселом смехе, благодаря его неисчерпаемой веселости».
Письмо Е.П.Ростопчиной к Александру Дюма-отцу
переиздавалось в составе сборника «М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников»
множество раз – но создателей фильма такие свидетельства не интересуют. Им
нужен миф о нелюдимом, нелюбимом, уродливом Лермонтове. Зачем – ума не приложу!
Об угрюмости Лермонтова говорит только один человек –
его недолгий сокурсник по словесному отделению университета Павел Вистенгоф.
Объясняется это просто: на словесное отделение Лермонтов перевелся с нравственно-политического после «маловской истории»
(наверняка тоже было «посоветовано уйти» преподавателями, во избежание
репрессий, – пока на другой факультет). Среди студентов нового для него
факультета Лермонтов и в самом деле мог быть какое-то время отчужденным – но и то не со всеми, и об этом вспоминает тот же Вистенгоф,
рассказывая о балах в Московском Дворянском Собрании.
Не могу не остановиться и на образе деда Лермонтова,
Михаила Васильевича Арсеньева (который – к сведению режиссеров фильма – в
молодые годы воевал за свободу Армении и Грузии). Из него создатели фильма тоже
сделали карикатуру. Михаил Васильевич был предводителем дворянства Чембарского
уезда Пензенской губернии; человек умный, светски воспитанный, в фильме он
не находит ничего лучшего, как явиться в гостиную демонстрировать свои предсмертные муки.
Ну что тут говорить? Без комментариев.
В общем, весь этот фильм, созданный «по заказу
Московского правительства» (!), сочинён людьми по
меньшей мере безответственными. Более всего удивляет, как это такие творцы
гадостей не боятся наказания Небес!
Л.А.БЕЛОВА
17.06.08