Лидия Белова

 

О телефильме «Из пламя и света» –

      по свежим впечатлениям

 

Пятисерийный телефильм о М.Ю.Лермонтове был показан по каналу «Культура» в июне 2008 года, хотя в титрах годом создания указан 2006-й (видимо, было кому не разрешать его выпуск на телеэкран). Прежде чем высказываться об этом фильме – для тех, кто читает статьи моего сайта, – скажу несколько слов о биографических фильмах как о жанре.

Жанр нелегкий для сценаристов – во всяком случае, для сценаристов думающих, ответственных, талантливых. Ведь большинство зрителей заинтересуются скорее художественным фильмом с интригующей фабулой, чем фильмом документальным, все сюжетные линии которого хотя бы поверхностно известны. Благодарными будут поклонники главного героя – но только в том случае, если авторы стремятся быть максимально объективными. При этом условии углубляется, становится ярче наше представление о герое, мы узнаём и что-то новое о нем и его эпохе. Не «глянца» ждет зритель, не демонстрации безупречности героя, а правдивости. При этом, конечно же, должно возникнуть внутреннее согласие с образом, который создает исполнитель главной роли.

Телефильм, так ярко названный («Из пламя и света», напомню, – строка из стихотворения Лермонтова «Есть речи – значенье // Темно иль ничтожно…»), разочаровывает с первых же кадров. Лермонтов и Столыпин-Монго совершенно неузнаваемы: Столыпин похож на Лермонтова, а Лермонтов – на Гоголя. Не совсем подходит для Лермонтова рост актера-Столыпина: кажется, он выше всех в этом фильме, а Лермонтов был среднего роста. Но уж и вовсе не подходит актер, играющий Лермонтова, – с его длинным носом и совсем не лермонтовскими глазами. Неужто так трудно было найти среди нынешней актерской молодежи подходящего исполнителя, руководствуясь самым объективным свидетельством – автопортретом Лермонтова? Хорошо известно, что он никогда не льстил себе, не искажал и не украшал свой облик, да и живописное его мастерство, объективность, точность не вызывают сомнения.

Но главная беда не в актерах, а в сценарии. Сценарист (А.Червинский) явно принадлежит к тем «поклонникам» Лермонтова, которые при первой же возможности переименовали Лермонтовскую площадь и станцию метро «Лермонтовская» и которые упорно доказывают нам, что поэт недостоин всенародной любви, что и в дуэли с Мартыновым виноват он сам, его несносный характер. Скажу уже здесь, опережая конкретный разговор о сериях телефильма: еще в 1991 году Леонид Зингер дал аргументированное, с опорой на документы, доказательство целенаправленной организации Васильчиковыми, отцом и сыном, смертельной дуэли Лермонтова с Мартыновым (статья «Загадки второго издания «Героя нашего времени». – «Москва», 1991, №7). Собственно, о сыне это было известно давно – заслуга Л.Зингера в том, что он доказал причастность к заговору и его отца, И.В.Васильчикова, который был председателем Государственного совета и «доверенным лицом» Николая I. Судя по последним кадрам телефильма, сценарист знает о Васильчиковых – так зачем же с маниакальным упорством доказывать зрителям, что дело всё равно не в заговоре, а в характере поэта? (Характер, кстати, был замечательный, но об этом позже.)

Я неустанно опровергаю измышления недоброжелателей Лермонтова, ибо считаю: именно Лермонтов, как никто другой, учит нас мыслить самостоятельно, иметь граждански значимую позицию, осознавать свою причастность к Высокому Космосу, любить не власть страны, а ее землю и ее народ – народ тружеников и воинов, – а также любить соседей по планете, ближних и дальних: «…Небо ясно, // Под небом места много всем, // Но беспрестанно и напрасно // Один враждует он – зачем?..» («Валерик», 1840). Вспомним и «Смерть Поэта», «Бородино», «Думу», «Выхожу один я на дорогу…» (где «спит Земля в сиянье голубом»), «Родину», «Пророка» и многие другие его шедевры из шедевров; я уж не говорю о пронзительной любовной лирике, о завораживающей мелодике стиха… Вас всё это не убеждает? Так зачем вы беретесь за фильм о нем? Сочиняли бы вымышленные истории о никогда не существовавших людях, не приплетая к этому личность Лермонтова, – и вам хорошо, и зрителям развлечение!

Итак, телефильм состоит из «жизненных картинок», в которых почти всё происходит вопреки и поперёк реальной биографии и реальной личности Лермонтова. Это еще один «сюрприз» нам – после недавнего телефильма «Печорин». Поразительно: откуда у Лермонтова столько недоброжелателей? Венценосный его недоброжелатель Николай I давным-давно почил в Бозе, выслуживаться нашим современникам, в отличие от современников Лермонтова, не перед кем, – а вот поди ж ты! Кстати, «лже-Печорина» тоже долго не выпускали на телеэкран, что радует: значит, среди российских чиновников от культуры есть люди, объективно оценивающие великого поэта.

Выдержать все пять серий этого якобы созданного «из пламя и света» телефильма было истинной пыткой, и прежде всего – пыткой скукой. Но мне пришлось выдержать: сейчас многие плохо знают биографию Лермонтова, а потому кто-то должен же дать оценку этому длинному-длинному, скучному-скучному сочинению с немеряным количеством лжи!

Известно, что прототипом главного героя мистико-фантастической повести Лермонтова «Штосс» – художника Лугина – был сам Лермонтов; заканчивая словесный портрет Лугина, автор говорит: «…в нем не было ничего отвратительного». Но не так думает Червинский: Лермонтов у него заявляет: «Я урод!». А затем, в других сериях, дважды повторяет еще одну самооценку: «Ничтожество… какое же я ничтожество!..» Нигде – ни в письмах поэта, ни в его «личностных» стихах – подобных самооценок нет, ибо нет для этого никаких оснований. Близко к реальной самооценке Лермонтова высказывание Печорина в «Княжне Мери»: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…» Надо быть уж очень большим фантазёром,  чтобы согласовать такую самооценку с «ничтожеством»! (Уже не впервой уточняю: не будучи двойником автора, Печорин наделён многими его чертами – наряду с чертами хорошо знакомой поэту аристократической «золотой молодежи».)

Звучат эти слова о себе – «Ничтожество… какое же я ничтожество!..» – после унизительной аудиенции у А.Х.Бенкендорфа, который якобы распекал юношу за стихотворение «Смерть Поэта». Между тем Бенкендорф не допрашивал Лермонтова лично, а лишь отдал распоряжение об этом Начальнику Штаба, генералу П.Ф.Веймарну. Моя поправка не имела бы особого значения, не сохранись вот такое свидетельство:

«…Михайло Юрьевич будет наверное прощён в бытность Государя в Анапе… граф Бенкендорф два раза об этом к нему писал и во второй раз просил доложить Государю, что прощение этого молодого человека он примет за личную награду…» – Из письма друга и родственника Лермонтова (по жене), А.И.Философова, с Кавказа от 1 сентября 1837 года.

Причина такой «личной» симпатии Бенкендорфа к Лермонтову проста: за опальным поэтом – влиятельные семейства Столыпиных и Арсеньевых; да и родство Лермонтова с автором этого письма имело для Бенкендорфа немалое значение: А.И.Философов был адъютантом великого князя Михаила Павловича  и воспитателем младших сыновей Николая I. Неприязнь шефа жандармов к Лермонтову началась значительно позднее, в 1840 году, – вместе с возникшей тогда же неприязнью самого царя (причины ее обстоятельно изложены в моей книге «Александра и Михаил. Последняя любовь Лермонтова». – М., Профиздат, 2005 и 2008).

Да и сам разговор дворянина с дворянином, как он показан в телефильме, невозможен для XIX века. Уничижительный тон высокопоставленного лица по отношению к другому представителю правящего, привилегированного сословия мог быть допущен только после «выбытия» дворянина из этого сословия. Известен, например, случай вызова офицером на дуэль за грубость самого Николая I – правда, когда он был еще великим князем, а не царем; случались, впрочем, такие казусы и с царями.

Давно не дают покоя недоброжелателям Лермонтова и пресловутые 300 рублей, пересланные с ним родителями Мартынова из Москвы на Кавказ в 1837 году в конверте с письмами: откуда Лермонтов мог знать, какую именно сумму послали сыну родители? Неужто так трудно догадаться, что папа-Мартынов (или мама)  сказал Лермонтову: «В этом конверте – наши письма Николеньке, да еще 300 рублей, чтоб он там ни в чем не нуждался». «Оказии» на Кавказ случались нередко, и в дальнейшем, видимо, еще не раз родители отправляли сыночку деньги таким образом. В сентябре 1837 года, когда Лермонтов еще не успел встретиться с Мартыновым, его ограбили в Тамани «под чистую» – пришлось занимать тысячу рублей у родственника, генерала П.И.Петрова. Всё это хорошо известно из писем того времени, в том числе из письма в Москву самого Мартынова, который в тот период ни претензий, ни подозрений не имел. Разговоры о вскрытии конверта с письмами он начал в 1841 году, уже после гибели поэта, стараясь хоть как-то оправдаться за убийство (именно начал такие разговоры в 1841 году, а не прекратил, как он утверждает в телефильме). Зачем сценаристу понадобилось вновь цепляться за эту давно надоевшую историю, понять невозможно, – разве только быть уверенным в его неприязни к Лермонтову. Так не берись за фильм о нем!

К пресловутой истории с «тайной» трёхсот рублей присоединяется еще и эпизод с пятаком: Лермонтов берет у Столыпина-Монго монету, чтобы загадать, ехать ли в Пятигорск, и затем отказывается эту монету возвращать! Глупее ничего нельзя придумать, ибо деньги у них были общие и, значит, никакой необходимости одному – требовать назад свой пятак (!), а другому – отказываться его возвращать. «Столыпинский пятак присвоил, раз уж не удалось присвоить мартыновские 300 рублей» – так, что ли?

Сплошное вранье – и о бунте в Московском университете: бунт был (хотя не в 1830-м, как получается по телефильму, а 16 марта 1831 года), но не против подавления польского восстания, а всего лишь против грубостей университетского преподавателя, М.Я.Малова. И главное, Лермонтов в этом бунте участвовал, а вовсе не уходил от всех, как показано в фильме. Свидетельством тому осталось стихотворение 1831 года «Послушай, вспомни обо мне…» и пояснение университетского друга, Николая Поливанова, в альбом которого это стихотворение было вписано 23 марта 1831 года (т.е. вскоре после «бунта»): «Михайла Юрьевич Лермантов написал эти строки.., когда вследствие какой-то университетской шалости он ожидал строгого наказания». Более того, Аким Шан-Гирей, живший вместе со своим старшим (троюродным) братом и в Москве, и в Петербурге, говорит о «маловской истории» как о причине ухода Лермонтова из университета.

Наказания Лермонтов ожидал не напрасно: хотя его и не посадили в карцер вместе с Александром Герценом и еще несколькими студентами, отобранными «наугад» (см. «Былое и думы» Герцена), но через год, в апреле 1832-го, по жалобе Малова, отосланной в Петербург, санкции против «бунтовщиков» возобновились, и Лермонтову было «посоветовано уйти». Свидетельство не плохого, а хорошего отношения университетского руководства. Вспомним, что Герцен в университете остался, но участие в студенческом бунте сделало его «неблагонадежным» на несколько лет вперед, и его наказывали, отправляли в ссылку по малейшему поводу.

Вернемся к Александру Васильчикову, которого офицеры якобы встретили на Кавказе как «своего», то есть тоже ссыльного. Но в этом обществе и Столыпин-Монго не был ссыльным (в 1840 году он уже второй раз поехал на Кавказ «охотником», чтобы поддержать Лермонтова), и самого Васильчикова никто не ссылал: он приехал в составе инспекционной комиссии. И, выполняя наказ отца, стал главным провокатором вызова Лермонтова на дуэль (хоть кем-нибудь!). Мартынов подвернулся очень кстати: его недавно отчислили из казачьего полка за шулерство в картах, и он ждал случая выслужиться, вернуться в армию, чтобы не возвращаться с позором в Москву, к родным.

Слава Богу, организацию дуэли сценарист не приписал Столыпину-Монго, как это иногда делается. Зато уж в сцене дуэли Васильчиков – сама справедливость! Хотя реально именно он спровоцировал выстрел Мартынова: тот колебался, видя, что Лермонтов держит свой пистолет дулом вверх, то есть намерен стрелять не в противника, а в воздух. И вот в этот напряжённейший момент Васильчиков заорал: «Стеляйте, а не то я вас разведу!». Ну и разведешь – эка беда? – но это в спокойной обстановке, а не в такой… И Мартынов «подчинился» истерическому воплю…

Изображение светского и офицерского общества во всех сериях антиисторично, вульгарно, с ориентиром на нравы «новых русских», а вовсе не на XIX век. «Лермонтов» ведет себя со светскими барышнями так, будто это девицы из борделя. Столь же надуманно и вульгарно поведение отца Лермонтова, Юрия Петровича, беспрестанно орущего. Ложь – его крики в общении с женой. Поссорились они всего однажды, и домашние это запомнили именно в связи с исключительностью этого случая. Не хочу даже повторять то гнусное оскорбительное слово, которое якобы бросает юной жене Юрий Петрович.

Мария Михайловна скончалась от чахотки в 22 года, а взаимная их влюбленность началась, когда ей было 16. В войну 1812 года она ждала любимого, замирая от страха за его жизнь. И вот счастье: вернулся живым и здоровым! Добилась согласия матери на брак, вопреки ее нежеланию отдавать свою богатую невесту за человека малообеспеченного. Да, не ладил Юрий Петрович с тёщей (но не с женой!), а потому уехал в Москву подыскивать дом или квартиру для самостоятельной жизни молодой семьи. Однако отношения с Елизаветой Алексеевной были у него светски-сдержанными; он не раз вместе с сёстрами приезжал погостить в Тарханы, бывал и в Москве для встреч с сыном… Вообще этот современный «телеор», взаимные грубые оскорбления характерны только для наших шоу-телефильмов – даже и не для современной нашей жизни, и уж тем более не для нравов XIX века.

Из серии в серию зрителям навязывается мнение, что Лермонтов был в обществе невыносим – раздражал всех своими глупыми шутками (создатели фильма переносят на него собственную назойливую глупость – например, в эпизоде с черным платком на глазах), был одинок в студенческие годы (между тем существовала даже «веселая банда» университетских друзей Лермонтова; сохранилось немало его стихотворений, обращенных к московским приятелям, да и некоторые письма, записки сохранились; наконец, свидетельство отнюдь не угрюмой, а веселой студенческой юности – светлые воспоминания об университете в поэме «Сашка»). Ответом на миф об угрюмости Лермонтова и о его несносном характере может быть цитата из воспоминаний графини Ростопчиной, которую я уже не раз приводила в своих статьях о Лермонтове; – речь идет о последних месяцах пребывания поэта в Петербурге в 1841 году:

«Отлично принятый в свете, любимый и балованный в кругу близких, он утром сочинял какие-нибудь прелестные стихи и приходил к нам читать их вечером. Веселое расположение духа проснулось в нем опять в этой дружественной обстановке, он придумывал какую-нибудь шутку или шалость, и мы проводили целые часы в веселом смехе, благодаря его неисчерпаемой веселости».

Письмо Е.П.Ростопчиной к Александру Дюма-отцу переиздавалось в составе сборника «М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников» множество раз – но создателей фильма такие свидетельства не интересуют. Им нужен миф о нелюдимом, нелюбимом, уродливом Лермонтове. Зачем – ума не приложу!

Об угрюмости Лермонтова говорит только один человек – его недолгий сокурсник по словесному отделению университета Павел Вистенгоф. Объясняется это просто: на словесное отделение Лермонтов перевелся с нравственно-политического после «маловской истории» (наверняка тоже было «посоветовано уйти» преподавателями, во избежание репрессий, – пока на другой факультет). Среди студентов нового для него факультета Лермонтов и в самом деле мог быть какое-то время отчужденным – но и то не со всеми, и об этом вспоминает тот же Вистенгоф, рассказывая о балах в Московском Дворянском Собрании.

Не могу не остановиться и на образе деда Лермонтова, Михаила Васильевича Арсеньева (который – к сведению режиссеров фильма – в молодые годы воевал за свободу Армении и Грузии). Из него создатели фильма тоже сделали карикатуру. Михаил Васильевич был предводителем дворянства Чембарского уезда Пензенской губернии; человек умный, светски воспитанный, в фильме он не находит ничего лучшего, как явиться в гостиную демонстрировать свои предсмертные муки. Ну что тут говорить? Без комментариев.

В общем, весь этот фильм, созданный «по заказу Московского правительства» (!), сочинён людьми по меньшей мере безответственными. Более всего удивляет, как это такие творцы гадостей не боятся наказания Небес! 

 

Л.А.БЕЛОВА

17.06.08

Hosted by uCoz